Кузнецова Виленина

1927-2010

Кузнецова Виленина (Валентина) Павловна. Родилась в 1927 году на Украине в г. Житомире. В 1948 году окончила художественное училище им. Н. В. Гоголя в г. Алма-Ате. В этот период в училище преподавали замечательные педагоги Абрам Черкасский, преподаватель рисунка Георгий Брылов, Л. Леонтьев, А. Бортников. Они вели в училище основные дисциплины. Стажировалась на творческих базах в Сенеже, Паланге. В 1948 году Виленина окончила училище , получила Диплом и направление в Алма-Атинскую среднюю школу № 22. С 1955 года участница выставок. В 1961 году В. П. Кузнецова стала членом союза художников СССР. Это был период исключительно активной и плодотворной творческой работы. В 1961-1962 гг. В. П. Кузнецова работала директором передвижных художественных выставок. Знакомила с искусством казахстанских художников жителей Джамбула, Чимкента, Кентау, Пахта- Арала. Здесь она получила возможность оценить значение тематических картин и условия показа произведений вне музеев. Это повлияло, несомненно, на ее дальнейшую творческую работу, во всяком случае, на выбор размеров произведений. В 1962 году увидела свет серия работ, выполненных гуашью на картоне – «Животноводство Казахстана». Важной вехой в творчестве художницы стала серия картин, выполненных гуашью на картоне, «Будни пограничников». Каждая из работ этой серий несет в себе высокий эмоциональный заряд. Для творчества В.П. Кузнецовой характерно обостренное социальное восприятие действительности и высокая оценка плодов коллективного труда современников. Эта особенность личной позиции определяла долгие годы ее выбор объектов изображения и сюжетов, помогала создавать впечатляющие картины достижений социализма и прогресса. Без произведений Виленины Павловны не обходилась ни одна значительная тематическая выставка. А из этого следует, что ее произведения видели десятки тысяч людей, и лозунг «Искусство принадлежит народу» был верен для их судьбы. Прекрасные пейзажные этюды – память о посещении множества мест на Земле. Натюрморты В. Кузнецовой сыграли заметную роль в развитии этого жанра в Казахстане. Ее красочные натюрморты содержат богатую и сложную палитру настроений. Натюрморты – в основном цветы, которыми она не уставала любоваться вновь и вновь, открывая их неповторимую и хрупкую красоту. Для каждого своего полотна она находила определенный ритм, цветовой и композиционный строй, сочетая взыскательность к себе и чуткость к разнообразным оттенкам красоты.