Баян Гани
1949 г.р.
Гани Баян родился в Костанайской области. Окончил Алма-Атинское художественное училище в 1973 году. Член Союза художников Казахстана с 1981 года. Участник Республиканских, Всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, акварелист, график. Искусствовед Р. Копбосинова, пишет: «К творчеству Гани Баян внимание возникло сразу, с момента появления его полотен – «Поющие дети», «Девочки с верблюжонком», «Девушка на колеснице» — на выставках конца семидесятых, и покорило не только лиризмом темы, но каким-то неуловимым ощущением легкости, невесомости, превращающих обычный мотив в некое видение. Его бурный поток многолик. Разобраться в нем трудно не только простому зрителю, но и тем, кто идет тропой поиска своего «Я». Живописная палитра Г. Баян разнообразна, он пишет маслом, акварелью. Он шаг за шагом открывает свое глубокое отношение к ценностным смыслам. Ему присущи черты «художника-поэта», философия которого сосредоточена на поиске Истины, оставаясь меж тем постоянным в продвижении к цели, стоически выдерживая неизбежность испытаний. С годами герои его полотен «взрослеют», воплощая опыт, знание, чувствование жизни самого художника. Если суммировать «образы-темы», «образы-мотивы» последующих 80-90-х годов, то ясно прослеживается «ведомая» линия, обращенная к смыслу земного пребывания, отраженного светом Знания. Такие работы, как «Путь», «Путники», «Учитель», «Остановка в пути», «Прощание», или «Гостьи», «В мастерской». Художник избегает временной или этнографической привязанности, сюжетная мотивация скорее «событийное состояние», смысл которого постигается только «внутренним» зрением идущих к истине. В картинах тех же лет – «Бегство в Ургенч», «Остановка в пути» — художник подчеркивает удивительное сходство чувств и переживаний разных эпох, разных традиций, сближая далекие библейские мотивы и собственно «степного» кочевья. Центром образного содержания многих композиций Баян является метафорический «знак». Способом ассоциативного сравнения и света и тьмы, художник погружает нас в глубины души каждого участника «действа», исследует и обнажает стороннему взору, подобно игре на флейте, тончайшие оттенки воздушной среды. Образы: «Купальщицы», «Утренний туалет», «Женщина с кумганом», «Амазонки. Пирующие» и другие композиции, названные выше: «В мастерской», «Гостьи», открыто вступает в разговор со временем, с мастерами искусства, утверждая вечность и единство темы – художник и модель. «Этюд», как говорит сам художник, — удивительная школа «минимализма» — воспитывает «глаз», оттачивает мастерство, открывает тайны гармонии цвета и света. Творчество Гани Баян, своей поэтической зрелостью обращено к людям. Начатый им доверительный диалог продолжается и развивается в новых произведениях. Гани Баян – художник, работы которого украшают собрания многих казахстанских и зарубежных коллекционеров.