+7   | 727 |   394 57 07  
+7   | 775 |   484 44 33  
e-mail: contact@zhaukhar.kz
zhaukhar@zhaukhar.kz

Герцен Теодор

1935-2003

• Художник - монументалист, график, живописец. Народный художник Киргизской ССР, член Совета художников СССР и Киргизской ССР (1970 г.), Лауреат Государственной премии им. Токгогула. Работы в графике и монументальной живописи взаимосвязаны и отличаются единством стиля и подхода к решению образных задач. Центральное место в его творчестве последних лет занимает цикл иллюстраций к 4-х томному изданию эпоса «Манас». Несколько лет напряженного кропотливого труда обобщили весь его опыт работы над кыргызской тематикой. • • В 1951 году он поступает в горно-промышленное училище г. Кызыл-Кия и по окончании его работает машинистом электровоза, не оставляя мечты стать художником. • В 1954 году поступил во Фрунзенское художественное училище. Его преподавателями были И.Д. Мирошниченко, В.П. Жуков, Ф.М. Стукошин. Сокурсниками были А. Осмонов, В. Максимов, Б. Джумабаев. На старших и младших курсах учились художники, ставшие с годами известными мастерами — В. Буторин, А. Горев, Э. Токтогонов, В. Копотев, А. Ботоканов, В. Улитин и др. • В 1957 году состоялось первое участие Герцена в художественной выставке, посвященной Республиканскому фестивалю молодежи. • В год окончания училища — 1959 — Герцен предпринял попытку поступить в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Но, опоздав с документами, возвращается домой с твердой уверенностью поступать в следующем году. Писал лозунги, рисовал сатирические листки, сделал сотни этюдов с натуры — пейзажей, портретов. В этом же году ремонтирует старое помещение клуба, данное ему под мастерскую, проводит выставку своих работ. А вскоре вместе с отцом превращает его в выставочный зал (1960), где показывается передвижная зарубежная выставка работ румынских художников-графиков. Вслед за нею экспонируются работы кыргызских графиков: Л. Ильиной, А. Михалева, А. Осташева, И. Белевича, А. Сгибнева, Н. Ефременко, М. Оморкулова и др. Вновь персональная выставка работ Теодора Герцена. Наплыв зрителей в Орловскую галерею превзошел все ожидания — писали газеты той поры. • В 1960 году, победив в большом конкурсе на вступительных экзаменах, Герцен становится студентом Московского художественно-промышленной академия имени С. Г. Строганова, выбрав факультет монументально-декоративной живописи. Занятия ведут крупные советские мастера — В. К. Замков, В.Ф. Бордюченко, А. Х. Максимова, Н.И. Белянина, В.А. Ермолова. В эту пору в творческой судьбе Теодора Герцена появляется Диль-Фируз Игнатьева, ставшая не просто женой, но и равноправной коллегой, с кем он мог обсуждать профессиональные вопросы искусства. Ее тончайшие по состоянию, изысканного колорита натюрморты, пейзажи обогатили кыргызское искусство. Итогом обучения в институте явилась дипломная работа Герцена «Национальный праздник песни», за которую он получает отличную оценку. Роспись была предназначена и исполнена в фойе Киргизского драматического театра в г. Фрунзе. Творчество Герцена выделилось в особое направление в становлении монументального искусства республики. Ему были чужды чрезмерно обобщенные образно-стилевые формы, лишенные конкретного содержания темы. Герцену было близко художественное решение, опирающееся на сюжетно-тематическую основу.